Physics of Auroral Phenomena
СЕМЕЙНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Ирина Алексеевна Разумова Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия,
Ключевые слова: социальная антропология, семья, наставничество, социальная поддержка, представления, практики
Страницы: 5-19
Аннотация
Понятие «семейное наставничество» имеет два значения: как совокупность формальных и неформальных
общественных практик поддержки семьи и как часть культуры семьи по передаче опыта, знаний, образцов
поведения и ценностей. Статья выполнена на основе, во-первых, полевого исследования, нацеленного
на понимание наставничества городскими жителями разного возраста, образования и профессий,
во-вторых на информационных материалах о деятельности государственных и общественных организаций
по оказанию поддержки семьям, нуждающимся не только в социальной защите, но и в культурном развитии.
Неоднозначность понятия «семейное наставничество» преодолевается за счет общности значений,
коренящихся в культуре носителей языка. Автор приходит к выводу, что наставничество правильнее
рассматривать не как совокупность практик, а как качество взаимоотношений между «наставляющей»
и «наставляемой» сторонами в ходе передачи опыта, норм, ценностей, знаний. Стороны способны меняться
местами, хотя семья по отношению к общественным институтам выступает больше в роли того, кого
направляют и поддерживают. Информанты независимо от их возраста, образования и специальности
на первое место среди наставников в своей жизни, как правило, ставят родителей. Наставничество в семье
существует постольку, поскольку семья основывается на доверии и взаимопомощи.