АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алексей Максимович Лисицинский
Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия
Ключевые слова: антропология образования, российское образование, культурная трансмиссия, скрытый учебный план, инкультурация, культурная терапия, этнография, социокультурный контекст, гуманизация образования, идентичность учителя, дисциплинарный код, методология антропологического исследования
Страницы: 57-67
Аннотация
ация В статье исследуется потенциал антропологической перспективы для углубленного понимания российского образования как социокультурного феномена. Опираясь на работы Т. М. Надыршина и М. С. Гусельцевой, обосновывается актуальность и продуктивность антропологического подхода, позволяющего определить скрытые культурные механизмы и неформальные практики, формирующие образовательное пространство России. В историографическом обзоре показано, что интерес антропологов к образованию в России, в том числе советскому, имеет давние традиции, однако современная ситуация требует переосмысления и углубления этого исследовательского направления. Дан обзор ключевых концепций антропологии образования –– культурной трансмиссии, инкультурации, скрытого учебного плана и культурной терапии ––и демонстрируется их аналитическая сила в контексте российской образовательной реальности. Статья обогащена эмпирическими данными, полученными в исследовании идентичности учителей, демонстрирующими проявление механизмов культурной трансмиссии и адаптации к школе в российском контексте. Предлагается методологический инструментарий, включающий этнографические методы, нарративный и контекстуальный анализ, опирающийся на исследования ведущих специалистов в области антропологической методологии. Рассматриваются ключевые аспекты российского образования через антропологическую оптику: механизмы трансляции ценностей, проявление неявных учебных программ, влияние этнокультурного многообразия, историческая память и роль школы как культурного института. Особое внимание уделяется практическому применению концепции культурной терапии для решения актуальных задач гуманизации и развития российского образования. В дискуссии сопоставляются возможности и ограничения антропологического подхода в изучении образования в сравнении с социологическими и педагогическими перспективами. В заключение подчеркивается значение антропологического подхода для формирования более глубокого, контекстуализированного и критического понимания российского образования, необходимого для разработки эффективных стратегий его дальнейшего развития.