Алексей Максимович Лисицинский
Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия
Ключевые слова: антропология образования, российское образование, культурная трансмиссия, скрытый учебный план, инкультурация, культурная терапия, этнография, социокультурный контекст, гуманизация образования, идентичность учителя, дисциплинарный код, методология антропологического исследования
Страницы: 57-67
Аннотация
ация
В статье исследуется потенциал антропологической перспективы для углубленного понимания российского образования
как социокультурного феномена. Опираясь на работы Т. М. Надыршина и М. С. Гусельцевой, обосновывается
актуальность и продуктивность антропологического подхода, позволяющего определить скрытые культурные
механизмы и неформальные практики, формирующие образовательное пространство России. В историографическом
обзоре показано, что интерес антропологов к образованию в России, в том числе советскому, имеет давние традиции,
однако современная ситуация требует переосмысления и углубления этого исследовательского направления. Дан обзор
ключевых концепций антропологии образования –– культурной трансмиссии, инкультурации, скрытого учебного плана
и культурной терапии ––и демонстрируется их аналитическая сила в контексте российской образовательной реальности.
Статья обогащена эмпирическими данными, полученными в исследовании идентичности учителей, демонстрирующими
проявление механизмов культурной трансмиссии и адаптации к школе в российском контексте. Предлагается
методологический инструментарий, включающий этнографические методы, нарративный и контекстуальный анализ,
опирающийся на исследования ведущих специалистов в области антропологической методологии. Рассматриваются
ключевые аспекты российского образования через антропологическую оптику: механизмы трансляции ценностей,
проявление неявных учебных программ, влияние этнокультурного многообразия, историческая память и роль школы
как культурного института. Особое внимание уделяется практическому применению концепции культурной терапии
для решения актуальных задач гуманизации и развития российского образования. В дискуссии сопоставляются
возможности и ограничения антропологического подхода в изучении образования в сравнении с социологическими
и педагогическими перспективами. В заключение подчеркивается значение антропологического подхода
для формирования более глубокого, контекстуализированного и критического понимания российского образования,
необходимого для разработки эффективных стратегий его дальнейшего развития.